"Наш регион традиционно является центром международных экономических связей"

487eefae527c86703a96f27b2616deddАстраханская область обладает перспективным инфраструктурным потенциалом и традиционно является центром международных экономических связей. Несмотря на то, что эпидемия коронавируса нанесла ощутимый удар по экономике и бизнесу в регионах страны, внешнеторговый оборот Астраханской области с прикаспийскими государствами в первом полугодии 2020 года вырос на 20% и составил $345,4 млн. Также руководству региона удалось сохранить приток инвестиций в основной капитал и продолжить активное развитие проектов в сфере внешней торговли, транспорта, судостроения и туризма. О создании в Астраханской области портовой особой экономической зоны, работе судостроительных предприятий и проектах в сфере "зеленой энергетики" в интервью агентству "Интерфакс" рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

- Игорь Юрьевич, на днях председатель правительства России Михаил Мишустин подписал постановление о создании в Астраханской области портовой особой экономической зоны. Это знаковое событие не только для региона, но и для страны.

-Наш регион находится на стыке экономических интересов стран не только Каспийского бассейна, но и Ближнего Востока, Азии, европейских государств. Астрахань благодаря своей географии обладает уникальным инфраструктурным потенциалом.

Здесь пересекается множество морских, железнодорожных, автомобильных транспортных потоков, что, в свою очередь, вызывает крайнюю заинтересованность торговых компаний. А там, где бурно развивается торговля, комфортно чувствуют себя и другие отрасли. В совокупности это положительно сказывается на качестве жизни людей, проживающих на этих территориях.

На протяжении последних пяти лет много говорилось о необходимости создания портовой ОЭЗ в Астраханской области, но кардинально изменить ситуацию удалось лишь в мае прошлого года благодаря личному участию президента России.

В течение последнего года совместно с коллегами из федерального правительства мы провели серьезную работу, результатом которой и стало подписанное председателем правительства России Михаилом Мишустиным постановление об утверждении создания портовой ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области. Базой для ОЭЗ станет морской порт Оля.

Первым этапом станет модернизация существующих причалов порта Оля. На втором этапе планируется создание нового контейнерного терминала на Каспии.

В рамках проекта уже заявлено 5 якорных резидентов с общим объемом инвестиций 19 млрд рублей. Компании-резиденты создадут около тысячи рабочих мест, что крайне важно для нашего региона. Мы хотим, чтобы квалифицированные кадры трудились здесь, не покидая область в поисках достойных условий и оплаты труда.

Отмечу, что в постановлении речь идет не только о портовой ОЭЗ. У нас несколько лет существует особая экономическая зона "Лотос". Мы объединим эти проекты в Каспийский кластер. Курировать их будет единая управляющая компания.

Резиденты получат серьезные преференции, в том числе им станет доступна процедура свободной таможенной зоны. Эти организации также смогут рассчитывать на консультационную поддержку при реализации инвестпроектов.

Каспийский кластер станет мощной базой обработки грузов международного транспортного коридора "Север - Юг", что значительно повысит конкурентоспособность российских портов на Каспии и позволит привлечь дополнительный грузопоток из стран Ближнего Востока и Азии.

- Как в Астраханской области развивается торгово-экономическое сотрудничество со странами Каспия? Какие проекты Вы считаете наиболее перспективными в этой сфере? Планируется ли реализация совместных проектов?

- Астраханская область традиционно является центром международных экономических связей. Приоритетными направлениями сотрудничества сейчас можно назвать внешнюю торговлю, транспорт и туризм.

Внешнеторговый оборот Астраханской области с прикаспийскими государствами в первом полугодии 2020 года составил $345,4 млн и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 20%.

На территории области действует сегодня 263 предприятия из стран Прикаспия. Большинство из них занимаются торговыми операциями, но есть и те, что развивают транспортно-логистическую деятельность, занимаются производством, строительным бизнесом, сельским хозяйством, оказывают различные услуги.

В этом году я провел переговоры с партнерами из всех прикаспийских государств. Мы обсудили перспективные направления нашего взаимодействия.

В первую очередь, это дальнейшее увеличение грузоперевозок по международному транспортному коридору "Север-Юг". В Иране и Азербайджане готовы активно использовать наш транспортный узел для поставок своих товаров на российский рынок, причем не только водным, но и железнодорожным транспортом по линии Астара (Иран) - Баку (Азербайджан) - Астрахань. Туркменистан заинтересован в налаживании автопаромного сообщения по линии Туркменбаши - Оля для доставки на свой рынок товаров из России.

Мы обсуждаем с партнерами из стран Прикаспия вопросы активизации работы Торгового дома Ирана и Азербайджанского делового центра, проекты создания в регионе торгово-логистических центров Туркменистана и Казахстана.

Работаем над привлечением инвесторов в сферу промышленного производства. В ОЭЗ "Лотос" есть резиденты из Азербайджана и Ирана. Еще одним перспективным направлением является сфера судостроения.

На наших верфях будут строиться суда для Туркменистана: два сухогруза-контейнеровоза и два судна специального назначения.

Как видите, наше взаимодействие с партнерами из стран Прикаспия только расширяется, и впереди у нас еще много проектов.

- Астраханская область - перспективный регион для развития туризма. Какова, на Ваш взгляд, туристическая привлекательность Астраханской области в настоящее время и каким образом планируется развивать данное направление? Какие инвестиционные проекты в сфере туризма необходимы региону и могут быть реализованы в ближайшее время?

- То, что у нашей области имеется серьезный потенциал в сфере развития туризма, является неоспоримым фактом. В Астраханской области находится целый ряд культурных, исторических и природных достопримечательностей. Чего стоит только озеро Баскунчак и гора Большое Богдо - уникальные природные объекты.

Главная цель, которая стоит перед нами сегодня, - дать возможность российским и зарубежным туристам увидеть эти и другие объекты в комфортных для себя условиях. Нужна качественная инфраструктура и сервис, который, к большому для нас сожалению, сегодня зачастую не отвечает заявленным требованиям.

Также, на мой взгляд, одним из наиболее перспективных туристических проектов является круиз по Каспийскому морю, о заинтересованности в котором заявили послы стран Прикаспия. На данный момент уже разработано 2 варианта маршрутов по Каспийскому морю. Например, маршрут от Твери до Астрахани, проходящий через 15 субъектов Российской Федерации.

- После смягчения ограничительных мер, введенных в связи с пандемией коронавируса, в России более активно стала продвигаться сфера внутреннего туризма. Увеличился ли приток отдыхающих в Астраханскую область?

- Конечно, мы отмечаем приток туристов. На этом сказывается и снятие ограничительных мер, и федеральные инструменты поддержки внутреннего туризма.

Отмечу, что к нам приезжают любители активного отдыха на Волге. Мы хотим, чтобы они приезжали в Астрахань снова, рекомендовали нашу область для посещения друзьям и знакомым.

Сегодня на достижение этой цели направлены серьезные ресурсы. Мы активно работаем над мастер-планом Астраханской агломерации, который позволит сделать город более удобным для жителей и гостей. В начале октября мы представили эту идею на выставке международной архитектуры и дизайна "АРХ Москва". Впереди много работы, но мы четко определили цели и знаем, как их достичь. Мы способны увеличить турпоток в наш регион к 2025 году минимум на 25%.

- Какое внимание сегодня власти Астраханской области уделяют вопросам работы с инвесторами? Насколько они готовы вкладывать средства в развитие региона?

- Привлечение инвестиций, безусловно, является одним из главных направлений сегодняшней работы.

По итогам первого полугодия 2020 года за счет всех источников финансирования освоено 39,1 млрд рублей инвестиций в основной капитал. Это на 14,2% выше уровня соответствующего периода 2019 года.

Увеличение объема инвестиций обусловлено главным образом капиталовложениями крупнейших предприятий нефтегазового комплекса. Впрочем, и остальные сегменты экономики с точки зрения инвестирования развиваются относительно ровно с незначительным отклонением значений год от года.

Как я уже говорил выше, новой точкой притяжения инвесторов и капитала станет портовая ОЭЗ. Мы видим здесь очень серьезные перспективы.

- Каков прогноз по инвестиционному портфелю в области альтернативной энергетики региона на 2020 год? Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее крупных отраслевых инвестпроектах, в частности перспективных.

- Астраханская область имеет значительные ресурсы для реализации проектов в сфере зеленой энергетики. Астрахань считается самым солнечным регионом на юге России, в год здесь более 300 солнечных дней.

На территории нашего региона активно работает система солнечных электростанций. Один из инвесторов - компания "Солар Системс" на сегодняшний день имеет уже 4 электростанции.

Всего за последние годы в регионе введено в эксплуатацию 12 солнечных электростанций общей установленной мощностью 285 МВт, а общий объем инвестиций составил 31,6 млрд рублей.

В 2020 году на территории Черноярского района Астраханской области компания "Ветропарки ФРВ" начала реализацию инвестиционного проекта по строительству ветропарка, ввод которого в эксплуатацию запланирован уже в 2022 году. Объем инвестиций составляет около 30 млрд рублей.

- Какова в настоящее время ситуация в агропромышленном комплексе региона? В начале прошлого года сообщалось, что Астраханская область реализует до 2025 года около 150 проектов в сфере АПК. Сохраняются ли эти планы, и какие наиболее значимые проекты Вы можете выделить в качестве первоочередных?

- Агропромышленный комплекс продолжает динамично развиваться, и доказательством тому является рост объема производства сельхозпродукции, которая по состоянию на 1 октября в стоимостном выражении составила 32,2 млрд рублей. Важно отметить, что наши сельхозтоваропроизводители не приостанавливали свою деятельность даже в период пандемии.

Обеспеченность по овощным культурам превышает потребность региона в 9 раз, бахчевым - в 13 раз, картофелю - в 3 раза.

На территории региона в отрасли сельского хозяйства сегодня реализовывается 136 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций свыше 20 млрд рублей.

Также готовятся к реализации инвестиционный проект по созданию тепличного комплекса ООО "Кедр" с объемом инвестиций около 3 млрд рублей и инвестиционный проект ООО "МАПС" по созданию сельскохозяйственного комплекса в Енотаевском районе Астраханской области с общим объемом инвестиций свыше 300 млн рублей.

- Рыбное хозяйство является своего рода визитной карточкой Астраханской области. Каковы объемы производства в данной сфере по основным направлениям и перспективы развития данного направления?

- Рыбохозяйственный комплекс региона развивается по двум направлениям: увеличение объемов добычи и выращивание водных биоресурсов. Заметно наращивает объемы производства продукции на экспорт. На долю Астраханской области сегодня приходится 10% общероссийского объема производства объектов товарной аквакультуры, а за последние 6 лет объем переработанной рыбной продукции увеличился на 10% и составил 47 тыс. тонн в год.

Что касается нашего бренда - черной икры, отмечу, что в этом году в связи с введенными ограничительными мероприятиями на фоне пандемии коронавируса мы хоть и ощутили снижение спроса, но увеличили объем производства, который составит по итогам года около 15 тонн.

- Какую продукцию и в какие страны экспортирует Астраханская область? Каковы объемы экспорта в 2020 году? Планируется ли наладить экспорт новой продукции и нарастить его объёмы в целом?

- Астраханская продукция востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ежегодно увеличивается объем экспортных поставок, который достиг в 2019 году $241,9 млн.

Основа экспорта - продукция сельского хозяйства. По итогам девяти месяцев 2020 года можно говорить о положительной динамике отгрузок продуктов сельхозпроизводства в страны ближнего и дальнего зарубежья: Украину, Белоруссию, Ирак, Казахстан, страны Прибалтики, Азербайджан, Израиль, а также Канаду, Японию, Германию и Польшу.

Традиционно Белоруссия считается центром производства картофеля в Европе, но всего за 9 месяцев из нашего региона в республику экспортировано более 1 тыс. тонн раннего картофеля.

Что касается планов по наращиванию объемов экспорта, могу заявить, что мы регулярно встречаемся с нашими фермерами, все настроены на рост, уверен, показатели экспорта следующих годов это покажут.

- При Вашем активном участии в Астраханской области после двухлетнего простоя была запущена производственная площадка старейшей верфи региона "Красные Баррикады". Загружены заказами и заводы им. Ленина, "Лотос", спущены на воду танкеры на АСПО. Каковы перспективы судостроительной отрасли региона?

- Действительно, завод "Красные Баррикады" в настоящее время запущен. Мало того, сегодня он является крупнейшим судостроительным предприятием региона. Полтора года назад предприятие находилось в состоянии банкротства, а на днях там спустили на воду первое за несколько лет судно - паром "Белуга-1". Почти тысяча сотрудников привлечена к работе.

Всего же в области работает десять судостроительных предприятий, общая мощность которых - около 90 тыс. тонн металлообработки в год.

Сегодня наши судостроители строят объекты для месторождения им. В. Грайфера на Каспии. Начато строительство блоков для ледостойкой стационарной платформы месторождения Каменномысское-море для компании "Газпром". В соответствии с планом-графиком в октябре состоялась отгрузка первых секций опорных блоков на водный транспорт, который доставит их в Калининград для окончательной сборки платформы.

29 сентября на судостроительном заводе "Лотос" заложены первые два земснаряда из четырех в рамках серии для Росморречфлота. Следующие 2 земснаряда заложим весной следующего года.

По-прежнему продолжается строительство судов транспортного, пассажирского и вспомогательного флота.

Отрасль динамично развивается. Это факт. Конечно, есть и проблемы, в том числе связанные со спадом мировой экономики в условиях пандемии коронавируса.

Но мы адаптировались к новым вызовам, системно прорабатываем ответы на возникающие проблемы, находим зачастую нестандартные пути решения.

Приоритет в деятельности правительства Астраханской области неизменен - повышение качества жизни каждого астраханца. У нас есть план действий. Мы выполним все взятые на себя обязательства, продолжим динамичное и всестороннее развитие Астраханской области.

Материал с сайт interfax-russia.ru

 

ВКонтакте Одноклассники Instagram